11:56 

История жанра "квест". Часть II. The Interactive Fiction

Квестоманы
Тайна существует только для того, чтобы быть раскрытой

The Interactive Fiction

Вдохновленные успехом Уильяма Кроутера, два студента старших курсов Массачусетского технологического института - Дейв Лейблинг и Марк Бланк, приняв в свою компанию еще двух энтузиастов – Тима Андерсона и Брюса Даниэлса, создали вторую известную в мире (после Colossal Cave Adventure) текстовую приключенческую игру - Zork. Игра повествовала о приключении храброго воина по имени Zork, путешествовавшего по лесу, полному духов, гномов и других магических созданий. Герою приходилось решать текстовые головоломки - правильно отвечать на вопросы мудрых волшебников и эльфов, чтобы двигаться дальше. Игра имела огромный успех, и четверо энтузиастов решили основать компанию, специализирующуюся на выпуске компьютерных игр в жанре Adventure. Так была создана первая в мире компания по производству приключенческих игр - компания Infocom. Было это в 1979 году. Такой вот незатейливый логотип был у компании:
Члены группы начали работу не только над собственной «текстовой адвентюрой», но и над собственным языком программирования специально для этих целей. Игра получила название Zork, хотя изначально она называлась просто Dungeon (подземелье), и чтобы ее завершить им потребовалось два года. В то время на жаргоне МИТ словом «zork» называли любую незавершенную программу. А когда игра была закончена, это имя уже прочно к ней приклеилось.
Авторы были разочарованы ограниченным словарем игры Adventure. В частности, ее синтаксический анализатор работал лишь с простыми конструкциями из двух слов типа глагол-существительное: «идти на север», «взять камень». Синтаксический анализатор игры Zork был гораздо мощнее. Он мог работать с полными предложениями и составными командами: «посмотреть под ковром», «поднять фонарь и зажечь его». Несмотря на то, что обстановка игры кажется скопированной с сегодняшних стандартов (безымянный искатель приключений, подземная империя), необходимо помнить, что до Zork ничего подобного не было. Не только игра сама по себе представляла собой удивительное техническое достижение, но и написана она была очень качественно – настолько, что могла бы вознаградить даже сегодняшних более искушенных и требовательных игроков.
За время своего существования, до 1989 года, компания Infocom выпустила 36 компьютерных игр в приключенческом жанре. Причем, только текстовые. Более подробно их можно изучить тут и тут. В 1989 году Infocom была перекуплена крупным производителем и дистрибьютором компьютерных игр - компанией Activision.

Были и другие успешные начинания. Например, Adventure International, основанная Скоттом Адамсом (логотип компании и фото Адамса вы можете видеть слева), была первой компанией, выпустившей коммерческую текстовую игру, рекламируя ее посредством небольших рекламных блоков в компьютерных журналах в 1978-79 гг. Всего она выпустила более 20 игр, некоторые из которых основывались на историях Spiderman, The Incredible Hulk и The Fantastic Four. К сожалению, в 1985 г. компания обанкротилась, и все права на игры были переданы банку, но когда впоследствии они вернулись к Адамсу, он выпустил игры как условно-бесплатные (shareware). Более подробно с играми компании вы можете ознакомиться здесь

В 1987 г. в Британии была основана компания Topolgika, выпустившая 11 игр для различных платформ. В конце концов, они прекратили работу в области текстовых игр, и сейчас разрабатывают и выпускают образовательные программы для детей. Вот ее сайт www.topologika.com/

Следует отметить так же Melbourne House. Основана в Мельбурне, Австралия, Альфредом Мильгромом и Наоми Безен. В 80-х компания выпустила чрезвычайно успешную серию по книгам Толкиена о Средиземье. Тираж одной из игр, Hobbit, достиг и перевалил за отметку 500.000. В Hobbit (82), Shadows of Mordor (87) и первая игра про знаменитого сыщика Sherlock (ноябрь 84), которую, не в пример многим играм тех лет, делали 18 месяцев, а первый анонс состоялся в феврале 84-го, был применён парсерный интерфейс, названный Inglish и распознававший сленговые выражения, иногда, правда, оступаясь на обыкновенных. На Inglish (словарный запас этого движка составлял порядка 800 слов) и ещё парочку ноу-хау AnimTalk и AnimAction - соответственно, возможность разговаривать с другими персонажами и способность последних реагировать на ваши действия согласно их собственному разумению.
В начале-середине 80-х Melbourne House держала 10% рынка игр всех форматов в Британии и Hobbit, а также The Way of the Exploding Fist побывали на первом месте европейского чарта. А позже, в 1999 г. студия была продана.

Жанр получил название The Interactive Fiction - интерактивная фантастика. Вторая половина 80-х годов, несомненно, была «золотым веком» игр в этом жанре, а несколько продуктов компании Infocom даже попали в графики отраслевых продаж США. К сожалению, это длилось недолго. Жанр ИФ процветал до тех пор, пока в компьютерах не появилась возможность отображать хоть какую-то графику, или, по крайней мере, то, что можно было бы назвать графикой. По мере увеличения производительности среднего настольного ПК, графики в компьютерных играх стало появляться все больше. Даже, несмотря на то, что она была скорее рудиментарной, геймеры были покорены ею, невзирая на фактическое качество самих игр.
И постепенно ИФ был вытеснен с рынка.


Но несмотря на то, что жанр давно является коммерчески невыгодным, у него все еще есть преданные поклонники. Вот несколько русскоязычных сайтов, посвященных ИФ:
if-company.narod.ru/state-if.htm
www.taplap.ru/
forum.ifiction.ru/
www.rtads.org/
Так же, до сих пор проводится ежегодный конкурс игр в жанре ИФ - IF Comp. Вот сайт конкурса. В этом году проводится уже 16-ое соревнование.

Источники:
questtime.ru/questhistory/208-history-2-part.ht...
www.lki.ru/text.php?id=483
www.playground.ru/articles/19981/
www.diggreader.ru/2007/07/15/tekstovyie-priklyu...
questzone.ru/enzi/com/198

Продолжение следует...

@темы: Интересное, Околоквестовое, Статьи

URL
Комментарии
2010-08-10 в 17:08 

Elusive Moon
Без крыши лучше видно звёзды
создали вторую известную в мире (после Colossal Cave Adventure) текстовую приключенческую игру - Zork.
А-а-а! Мы с таким удовольствием в него играли! А он, сцуко, всё время зависал на одном и том же месте. Диск, видимо, битый попался.
Зато у нас в семье уже все наизусть помнят это *ласково и нараспев* "Э-эй, малыш! Это система безопасности дома повелителя темницы!.."

2010-08-10 в 17:29 

Ghost in the Sheet
Вы скорее всего играли в уже вариант не текстовой, а с графический =)) "Зорков" с графикой вроде вышло три штуки...

Return to Zork - 1993 год
Zork Nemesis: The Forbidden Lands - 1996 год
Zork: Grand Inquisitor - 1997 год

2010-08-11 в 16:27 

Elusive Moon
Без крыши лучше видно звёзды
Ghost in the Sheet
"Зорков" с графикой вроде вышло три штуки...
Дай бох памяти... Кажется в последнюю гамала. Или во все три? ХЗ, у нас, вроде, все три диска дома побывали, но запустился только один. Поэтому папа снова шёл на свою загадочную "точку" и менял игру на какую-то другую. Которая тоже не запускалась.

     

Диагноз: квестомания!

главная